Главная Занятия Занятия Фотогалерея Контакты  
ПРАНАЯМА

"Так же как спицы скреплены со ступицей колеса, так всё в этой жизни связано с дыханием. Жизнь движима дыханием, которое даёт жизнь всем живым творениям".

Чандогхья Упанишада


Пранаямы - это четвертая ступень йоги в классификации Патанджали.

Пранаямами называются специальные дыхательные упражнения. Древние йоги обнаружили, что контролируя внешний механизм дыхания, человек может управлять внутренней жизненной силой, праной, а следовательно и самой жизнью во всех её проявлениях. Так обретается контроль над работой всех органов тела.

При выполнении пранаям прослеживаются две основных ступени:
умение контролировать дыхание;
сознательная работа с энергией, праной;

Пранаяма - это полное управления биотоками организма через управление дыханием. Слово "пранаяма" состоит из двух частей: прана и яма. Санскритское слово "прана" наряду со значениями "воздух, дыхание", переводится и как "энергия, сила". Согласно Упанишадам, прана есть источник жизни и сознания, это дыхание жизни всех живых существ во Вселенной. Они родились и живут благодаря ей, а когда умирают, то их индивидуальное дыхание растворяется в космическом дыхании. Прана - это ось колеса жизни. Всё имеет свой корень в ней. Она пропитывает все формы материи. Она - источник всех знаний, одна из форм проявления космического духа (Пуруши). Прана - это вселенская энергия или жизненная сила.
Слово "яма", означающее "укрощение", описывает воздействие пранаямы. Прана расходуется, когда человек думает, желает, действует, двигается, говорит, пишет и т.п. У здорового, сильного человека прана присутствует в избытке. Запас праны пополняется с едой, водой, воздухом, солнечной энергией, и т.д. Недостаток праны в теле может выражаться в сонливости, ощущении неуверенности и скованности, в слабости, нежелании что-либо делать, вялости или даже депрессии. Он может приводить к болезням. Например, если прана не поступает в достаточном количестве в сердечно-сосудистую систему, то возникают заболевания сердца, если она не протекает без задержки к органам выделения, то наступает самоотравление.

Лишь в конце 19 в. это нашло подтверждение в физиологии: учёными было установлено, что согласованность и ритмичность работы многих дыхательных мышц зависит от работы дыхательного центра, представляющего собой группу нервных клеток, симметрично расположенных по обе стороны продолговатого мозга. Дыхательный центр и осуществляет контроль и регуляцию дыхания.

Вегетативный (автономный) механизм дыхания (которым руководит дыхательный центр) работает автоматически у любого человека, включаясь в момент его появления на свет без какого-либо участия воли.

Но у дыхания есть и другой аспект - его сознательная регуляция. Человек может сознательно сдерживать дыхание, изменять его частоту и глубину. В результате возникает связь между управляемыми разумом скелетными мышцами и неподвластными воле вегетативными процессами.
Организм человека (в соответствии с гениальной теорией нашего соотечественника И.П. Павлова о высшей нервной деятельности, оказывающей влияние на все психические явления) представляет собой сложную саморегулируемую иерархическую организацию, вершина которой - центральная нервная система, отвечающая за все физиологические процессы, происходящие в организме. Поэтому сознательная регуляция дыхания - самый простой и в то же время самый мощный способ воздействия на физиологию человека. Контролируя своё дыхание, человек контролирует своё сознание, а оно, в свою очередь, руководит работой всех органов человеческого тела. Именно это обстоятельство и даёт дыханию пальму первенства в управлении вегетативными функциями организма.

В нашей стране достаточно хорошо известны два метода дыхательной гимнастики: дыхание по Бутейко и дыхательная гимнастика Стрельниковой. Заметим, что в основе обоих методов лежит всего по одному-два дыхательных упражнений йоги. А скольких людей эти техники поставили на ноги! Пранаямы - несравненно более мощный аппарат воздействия на физическое и душевное здоровье.

Процесс дыхания состоит из вдоха и выдоха. Многие люди дышат ртом, хотя единственный орган, предназначенный для дыхания - это нос, при вдохе воздух, проходя через носовые ходы, очищается и принимает температуру человеческого тела. Рот используется в некоторых случаях только для выдоха. Поэтому первое, чему следует научиться, если этого не сделано в детстве, - дышать через нос. Кроме того, после вдоха можно сделать задержку и некоторое время не выдыхать, так же как и после выдоха не сразу вдыхать. То есть существуют четыре фазы дыхания: вдох - задержка - выдох - задержка. С этими фазами и происходит работа в пранаямах. Регулируется их длительность, интенсивность. Особое внимание уделяется концентрации внимания на отдельных участках тела. Важную роль играет наблюдение за дыханием, которое позволяет ощутить тонкие процессы, происходящие в организме. Пранаяма - это осознанное дыхание.

Научившись направлять прану во время выполнения пранаямы к любой части своего тела, человек приобретает способность излечивать болезни, как острые, так и хронические. Если прана равномерно распределяется по всему телу, мы достигаем психофизической координации, избавляемся от наших эмоциональных комплексов и перестаем быть рабами собственной психической неуравновешенности, дающей начало страхам, гневу, зависти или чувству неполноценности.

Благодаря регулярной практике пранаям, человек может накапливать большой запас праны, так же, как аккумулятор накапливает электрический заряд. Йог, имеющий много праны, излучает вокруг себя силу и жизненную энергию, более того, у него появляется возможность перенаправлять её другим людям, которые в данный момент нездоровы и остро в ней нуждаются.

Дыхательные упражнения йоги не имеют противопоказаний, их можно выполнять в любом возрасте, и старым, и молодым. Известно, что в пожилом возрасте дыхательная функция идёт на спад вследствие сокращения альвеол, которые содержат уже меньшее количество кислорода. Пранаямы позволяют нормализовать их размеры и заставляют обогащенную кислородом кровь активно циркулировать во всех частях тела, вселяя в них жизнь и мощь. Кроме того, во многих пранаямах вдохи и выдохи замедляются, что, в свою очередь, задерживает процессы старения организма, способствует увеличению продолжительности жизни.

Однако, во избежание неприятностей, изучать пранаямы необходимо под руководством опытного преподавателя. Древние источники говорят, что "регулярная практика пранаям предотвращает и излечивает болезни. Однако неверная практика может вызвать астму, кашель, гипертонию, боли в сердце, ушах и глазах, сухость языка и склероз бронхиол" ("Хатха-Йога Прадипика", II , 16-17). Поэтому мы не приводим здесь описания конкретных упражнений.
Сами названия пранаям, таких как "очистительное дыхание", "дыхание для укрепления нервов", говорят об их воздействии. Существуют большие и малые пранаямы; пранаямы, выполняемые при неподвижном теле и в динамике.

Пранаямы придают необходимый тонус нервам, головному и спинному мозгу, сердечным мышцам, укрепляя, таким образом, их работоспособность; усиливают пищеварение, повышают силу и выносливость, восприимчивость и память. Они освобождают ум от оков тела, обостряют интеллект, помогают осознать свое собственное "я".

Работа с дыханием - это первая ступень погружения человека в самого себя. Поэтому тренировка дыхания - это ключ к управлению эмоциями, психикой, всем тем, что можно назвать скрытой жизнью тела, и, чтобы научиться ею управлять, следует овладеть этим ключом.
Помочь в этом могут дыхательные упражнения системы йоги - пранаямы.


Прана и Пранаяма

1. Объяснить сущность Праны так же трудно, как объяснить Бога. Прана есть энергия, пропитывающая вселенную на всех уровнях. Это - физическая, ментальная, интеллектуальная, сексуальная, духовная и космическая энергия. Все вибрирующие энергии есть прана. Все физические энергии, такие как тепло, свет, гравитация, магнетизм и электричество, также прана. Это - скрытая или потенциальная энергия, заключенная во всем сущем, раскрывающаяся наиболее полно в случае опасности. Это - источник движущей силы во всяком действии. Это - энергия, которая творит, защищает и разрушает. Сила, энергия, витальность, жизнь и дух - все это формы праны.

2. Согласно Упанишадам, прана есть источник жизни и сознания. Он тождествен истинной Самости (Атману). Прана - это дыхание жизни всех живых существ во вселенной. Они родились и живут благодаря ей, и когда они умирают, их индивидуальное дыхание растворяется в космическом дыхании. Прана - это ось Колеса Жизни. Все имеет свой корень в ней. Она пропитывает дающее жизнь солнце, облака, ветер (вайю), землю (притхви) и все формы материи. Она - сущее (сат) и не-сущее (асат). Она - источник всех знаний. Она - космическая Личность (пуруша) философии Санкхья. И потому она - прибежище для йогина.

3. Прана обычно переводится как дыхание, но это лишь одно из многих ее проявлений в человеческом теле. Если останавливается дыхание, останавливается жизнь. Древние индийские мудрецы знали, что все функции тела представлены пятью видами витальной энергии (прана-вайю). Она известна как прана (здесь этот общий термин обозначает частный случай), апана, самана, удана и вьяна. Это все - отдельные аспекты единой космической энергии (жизненный ветер), первичного принципа бытия всего существующего. Бог един, но мудрецы называют Его множеством имен, и одно из них - Прана.

4. Прана движется в грудной области и контролирует дыхание. Она впитывает витальную атмосферную энергию. Алана движется в нижней части брюшной полости и контролирует выделение мочи, семени и фекалий. Самана поддерживает желудочный огонь, способствующий пищеварению и поддерживающий гармоничное функционирование абдоминальных органов. Она интегрирует в единое целое грубое тело человека. У дана, функционирующая в области горла (фаринкс и ларинкс), контролирует голосовые связки и прием пищи и воздуха. Вьяна заполняет все тело, распределяя энергию, извлекаемую из пищи и дыхания по артериям, венам и нервным волокнам.

5. В процессе пранаямы прана-вайю активизируется направленным внутрь дыханием, а апана-вайю - дыханием, обращенным наружу. Удана поднимает энергию от нижней части позвоночника к мозгу. Вьяна играет основную роль в процессе функционирования праны и апаны - роль посредника в переносе энергии от одной части тела к другой.

6. Существует также пять вспомогательных элементов, называемых упа-праны или упа-вайю: нага, курма, крикара, девадатга и дхананджайя. Нага ослабляет давление на абдоминальную полость посредством отрыжки. Курма контролирует движение век с целью защиты глаз от попадания инородных предметов; она также контролирует размер радужной оболочки, регулируя таким образом интенсивность падающего света. Крикара контролирует субс танции, проходящие в носовой и ротовой полости и защищает от попадания инородных предметов посредством капшя и чихания Девадатга вызывает зевоту и нагоняет сон. Дхананджайя порожда ет флегму, дает пищу телу и остается в нем даже после смерти, иногда наполняя труп газами.

7. Согласно Аюрведе, вата, одна из трех склонностей (доша), - это другое название праны. Чарака Самхита объясняет функ ции ваты таким же образом, как йогические тексты объясняют прану. Функционирование праны ощутимо выражается лишь в движениях легких, которые вызывают дыхание, побуждаемые внутренней энергией Читта и Прана.

8. Читта и прана находятся в постоянном взаимодействии. Где есть читта, там сосредоточена прана; где находится прана, там - средоточие чипы. Читта похожа на машину, приводимую в движение двумя могучими силами, правой и васаной (желанием). Она движется в направлении более могущественной силы. Как мяч отскакивает,-ударившись о землю, так и садхака движется в направлении движения праны и чипы. Если преобладает дыхание (прана), то желания контролируются, чувства обузданы и ум успокоен. Если же преобладает сила желания, дыхание становится неуравновешенным, а ум взволнованным.

9. В третьей главе Хатха-Йога Прадипики Сватмарама утверждает, что до тех пор, пока дыхание и прана спокойны, читта устойчива, не может произойти вытекания семени (шукра). В этот период возрастающая сила садхаки сублимируется для более высоких и благородных занятий. Затем он достигает состояния урдхваретас (урдхва - вверх, ретас - семя), когда сексуальная энергия и читта сублимированы и поглощены чистым сознанием.
Пранаяма

10. "Прана" означает воздух, дыхание, жизнь, витальность, энергию или мощь. Используемая во множественном числе, она означает определенные витальные дуновения или потоки энергии (прана-вайю), "аяма" означает напряжение, удлинение, расширение, увеличение, ширину, регуляцию, продление, обуздание или контроль. Таким образом, "пранаяма" означает продление дыхания и овладение им. "Шива Самхита" называет ее вайю-садхана (вайю - дыхание, воздух, садхана - практика, поиск). Патанд-жали в своей "Йога Сутре" (гл.2, сутры 49 - 51) описывает прана-яму как контролируемое втягивание и выдох воздуха в прочно установленной позе.

11. Пранаяма - это искусство, и она содержит техники, заставляющие респираторные органы двигаться и расширяться напряженно, ритмично и интенсивно. Она состоит из долгого, непрерывного, тонкого потока - вдоха (пурака), выдоха (речака) и задержки дыхания (кумбхака). Пурака стимулирует систему; речака удаляет отработанный воздух и токсины; кумбхака распределяет энергию по всему телу. Движения включают горизонтальное расширение (дайрагхья), вертикальный подъем (ароха) и расширение по окружности (вишалата) легких, грудной клетки и ребер. Процессы и техники пранаямы описаны в следующих главах.
Это контролируемое дыхание помогает уму сконцентрироваться и дает возможность садхаке достичь крепкого здоровья и долголетия.

12. Пранаяма - это не просто привычное автоматическое дыхание для поддержания связи между телом и душой. Посредством этой техники организм садхаки обогащается кислородом за счет глубокого вдоха, и это ведет к тонким химическим изменениям в его теле. Практика асан устраняет нарушения, которые препятствуют потоку праны, а практика пранаям регулирует все мысли, желания и действия садхаки, дает равновесие и огромную силу воли, необходимую для того, чтобы стать хозяином своего "я".


Пранаяма и дыхательная система


"Пока в теле есть дыхание, есть жизнь. Когда дыхание покидает тело, его покидает и жизнь. Итак, регулируйте дыхание".

(Хатха-Йога Прадипика. гл.2; Шлока 3)


1. При нормальном вдохе обычный человек получает около 500 кубических сантиметров воздуха; при глубоком вдохе поступление воздуха возрастает примерно в шесть раз, достигая 3000 кубических сантиметров. Возможности индивидуума варьируются в соответствии с его конституцией. Практика пранаямы повышает возможности легких садхаки и позволяет легким достичь оптимальной вентиляции.

2. Вторая глава "Хатха-Йога Прадипики" посвящена пранаяме. Первые три строфы гласят. "Будучи прочно укорененным в практике асан, с контролируемыми чувствами, йогину следует практиковать пранаяму под руководством своего Гуру, соблюдая умеренную и питательную диету. Когда дыхание неверно, ум беспокоен; когда дыхание устойчиво, устойчив и ум. Чтобы достичь устойчивости, йогину следует овладеть своим дыханием. Пока дыхание присутствует в теле, есть жизнь. Когда дыхание покидает тело, его покидает и жизнь. Итак, регулируйте дыхание".

3. Практика пранаямы помогает очистить нади - трубчатые органы в тонком теле, по которым течет энергия. Существует несколько тысяч нади в теле, и большинство из них берет начало в области сердца и области пупака. Пранаяма поддерживает нади в здоровом состоянии и предотвращает их разрушение. Это, в свою очередь, вызывает изменения в умственном состоянии садхаки. Причиной этому служит то, что в пранаяме дыхание начинается от основания диафрагмы с обеих сторон тела возле тазового пояса. Как таковые, диафрагма грудной клетки и вспомогательные дыхательные мышцы шеи расслаблены. Это, в свою очередь, помогает расслабить лицевые мышцы. Когда расслаблены лицевые мышцы, они теряют свою власть над органами восприятия, глазами, ушами, носом, языком и кожей и, таким образом, уменьшается напряжение в мозгу. Когда это напряжение уменьшено, садхака достигает сосредоточения, самообладания и безмятежности.
Почему существует так много пранаям?

4. Множество асан возникло с целью тренировки различных частей тела - мышц, нервов, органов и желез, и в результате весь организм был здоровым и гармонично работал. Окружающая среда человека, его конституция, темперамент, состояние ума и здоровья изменяются, и различные асаны помогают в различных ситуациях облегчить болезни и умножить гармонию. Многие виды пранаям были изобретены и развиты для того, чтобы приспособить физические, умственные, интеллектуальные и духовные потребности садхаки к изменяющимся условиям.

Б. К. С. Айенгар "Пранаяма искусство дыхания"

https://pp.vk.me/c614618/v614618809/a888/z43gasfd7tA.jpg

 

 
Выполнено дизайн-студией “Арт33” по заказу ИП Данилова О.Н.. Copyright 2007г .